Rambler's Top100 Service

По дороге к признанию преступлений колониализма

директор Центра азиатско-тихоокеанского сотрудничества, Институт экономики и права г.Осака
10 сентября 2010

Уроки, извлеченные из насильственной аннексии Кореи Японией -

 

1.     'Преступность колониализма' в контексте тройной нелегальности 'аннексии' Кореи Японией:

 

    

Как гражданин Японии, агрессор и колонизатор Кореи, хочу предложить, чтобы мы признали факт, который уже признан как преступление против человечности в вводной части конституции Японии, в которой признается право всех людей на Земле жить в мире. Это ясно говорит нам, что колонизация, в том числе неоколонизация сегодняшних дней - это преступление против человечности. Признав это, мы, граждане Японии, можем присоединиться к антиколониальным силам как раскаивающаяся колониальная держава. Это не только единственный способ, с помощью которого мы, японский народ, можем обрести мир в наших мыслях, но это также единственный способ, с помощью которого Япония может присоединиться к Корее и к Китаю, образовав новое сообщество стран Восточной Азии. Это сообщество не может существовать без разделения общей веры в право человека на жизнь в мире и без отвержения любой формы колониализма, - скрытого или открытого, военного или экономического, локального, национального или регионального.

Японская империя нелегально навязала Корейской империи договор, узурпировавший ее автономию. Это объективный факт, который широко обсуждается на основании исторических и юридических доказательств. Цель моей сегодняшней презентации - не обсуждение этого очевидного факта, а попытка указать на однозначную его незаконность, которую следует рассматривать в более широком историческом, юридическом и этическом контексте. Нам нужно признать право всех людей на мирную жизнь, а также то, что любое посягательство на это право - это преступление против человечности. Преступление, которое должно быть официально признано международным сообществом. Преступление под названием колониализм.

Основное внимание своей презентации я уделю этому вопросу. Несложно указать на то, что 'аннексия' была преступлением против человечности. Гораздо сложнее классифицировать это как преступление против мира, которое обычно ассоциируется с ведением открытых боевых действий. Аннексия Кореи была исключена из рассмотрения Токийского суда, потому что главное командование приняло решение, что преступление против человечности относилось к юрисдикции Трибунала, только когда это преступление было связано с преступлением против мира. Это решение как минимум частично было основано на необходимости исключить колониализм из юрисдикции Трибунала из-за опасения, что защита обвинит в этом ведущие страны ООН, которые также являлись колониальными странами. Мы обсудим этот аспект и предложим в связи с этим новую концепцию - преступность колониализма. Я хочу предложить эту новую концепцию международного уголовного права на основании рассматриваемого здесь вопроса. Я настаиваю, что это случай закона, который должен быть принят ( lex ferenda ), а не существующего закона ( lex lata ). Именно это обычно обсуждается японскими и корейскими юристами во время их дебатов, касающихся аннексии Кореи.

Мы заинтересованы в разработке концепции преступности колониализма, относящегося к конкретной категории преступлений против мира и человечности, которые совершались западными колониальными странами. Последние, естественно, не рассматривали колонизацию как преступление. Мы докажем, что колониализм - это ряд действий, нарушающих право на жизнь в мире посредством преднамеренной колонизации целой нации. Колониализм в целом и в своих компонентах должен быть признан преступлением как против мира, так и против человечности. Признав этот факт, Япония, объявив антиколониализм своей национальной целью, сможет основывать свое настоящее и будущее отношение на мир во всем мире на позициях, разделяемых как Южной, так и Северной Кореей. Это может быть достигнуто, если мы, японцы, полностью признаем концепцию 'преступности колониализма', ставшего преступлением одновременно и против мира, и против человечности.

Преступление против мира определяется как преступление, совершенное в ходе каких-либо незаконных враждебных действий, объявленных или необъявленных, и выраженных агрессивными военными действиями или нарушением существующих международных договоров, соглашений или деклараций. Это включает в себя преднамеренное планирование, подготовку и начало такого вооруженного конфликта. Определение мира логически исходит из Вестфальского принципа, согласно которому любое государство имеет право на применение военной силы в рамках, согласованных на международном уровне. Японская конституция первой признает, что мир - это не только отсутствие каких-либо незаконных военных операций, проводимых государствами, но также и отсутствие со стороны отдельных государственных органов, корпоративных игроков или частных групп действий, которые нарушали бы право на мирную жизнь любого отдельного человека или сообщества людей.

Преступление против человечности официально называется 'преступление против мира и безопасности человечества'. По определению оно включает в себя действия, направленные на полное или частичное уничтожение групп, относящихся к одному государству, к одной национальности, расе или религии, посредством: а) убийства членов этой группы, б) нанесения физического или духовного вреда членам этой группы, в) сознательного полного или частичного разрушения этой группы, что отрицательно повлияет на условия их жизни, г) внедрения правил, предотвращающих деторождение в этой группе, д) насильственного перемещения детей этой группы в другие группы. Любые действия, подпадающие под одну из вышеперечисленных категорий, будут рассматриваться как преступление против мира и безопасности человечества. Концепция права людей на мирную жизнь, которая тесно связана с тем, что в настоящее время обсуждается в ООН, неразрывно соединится с концепцией о преступлении против человечности, что приведет к большим трудностям при возникновении желания оправдать колонизацию и колониализм.

Очевидно, что колониализм следует определять как один типичный пример комбинации из этих двух преступлений, поскольку практически любые колониальные отношения невозможно навязать какому-либо независимому государству или какой-либо национальности без нарушения мира, то есть без нарушения права людей на мирную жизнь, и, следовательно, без начала необъявленной войны, что повлияет на подвергшихся агрессии людей тем или иным образом, как это описано выше. Аннексия и колонизация Кореи Японией содержит много примеров, доказывающих этот факт. Нам, японцам, неразумно пытаться оправдать колонизацию Кореи, поскольку в таком случае мы лишим себя права на примирение с ранее колонизованным нами народом, в результате чего Япония никогда не сможет стать антиколониальным государством.  

Мы предлагаем определить новую концепцию преступности колонизации, определив войну как нарушение мира в нации или в обществе, подвергшемся нападению. Такая более широкая интерпретация войны неприемлема при полном принятии Вестфальского принципа государственного суверенитета, поскольку понятие суверенитета включает в себя право на ведение войны. Историческое развитие международного законодательства привело сначала к тому, что государства лишились права на ведение необъявленной войны, или войны, противоречащей международным обязательствам государства, которое реализует свое право на ведение войны. Затем, относительно недавно, был введен принцип гуманитарной интервенции, в соответствии с которым при возникновении любой ситуации, в ходе развития которой совершается какое-либо преступление против мира и безопасности человечества, международное сообщество получает право на вмешательство. Более того, оно обязано это сделать. Если этот принцип не будет сбалансирован криминализацией колониализма, то он превратит гуманитарную акцию вмешивающихся стран в тайную колонизаторскую операцию.

С другой стороны, законодательство в области защиты прав человека претерпело одно важное изменение, которое, впрочем, пока носит форму 'мягкого закона', то есть это закон, пока еще не имеющий четко определенной системной конструкции. Я говорю о широком поле юридических принципов, относящихся к дискриминации, сопровождаемой эксплуатацией, что определяется ООН как 'расизм, расовая дискриминация, ксенофобия и связанная с этим нетерпимость'.

В ходе Дурбанской Всемирной Конференции 2001 года настойчивые требования представителей ЮАР и других африканских государств привели к признанию в параграфах 13 и 14 Дурбанской Декларации, что рабство было преступлением против человечества, и что 'колониализм привел к расизму, к расовой дискриминации, к ксенофобии и к связанной с этим нетерпимости'. В этой декларации не было четко прописано, что колониализм - это преступление против человечности, но, по крайней мере, колониализм признавался одной из причин возникновения расизма и таких преступлений против человечности как апартеид и геноцид. Декларация определила борьбу с расизмом как борьбу с колониализмом в прошлом и в будущем. В декларации была сделана ссылка на Декларацию о гарантировании независимости колонизованным странам и народам, принятую ООН в 1960 году, в декларации был сделан акцент на необходимости обеспечения реального равенства для всех людей и народов в будущем.

Негативное отношение к колониализму международного сообщества не было до конца сформировано из-за пассивного сопротивления этому процессу со стороны США, которые вышли из конференции с Израилем. Представители бывших европейских колониальных держав остались на конференции и предоставили значительные уступки бывшим колониям. В частности, были принесены извинения за расистские аспекты колониального прошлого. При этом прозвучали заявления, что эти уступки не следует интерпретировать как признание того, что колониализм был преступлением. И здесь Япония может и должна стать первой колониальной державой в мире, которая признает преступную сущность колониализма, таким образом создав прецедент, который приведет к тому, что колониализм будет назван преступлением.

В вводной части конституции Японии торжественно заявляется, что граждане Японии признают право людей всего мира на жизнь в мире, свободном от страхов и лишений. Это заявление обычно интерпретируется как пацифистская декларация. Однако таковой она является лишь вторично, поскольку основная цель этого заявления --выразить решимость японцев не повторять свое колониальное прошлое и не нарушать право граждан ранее колонизированных стран, начиная с Кореи, на мирную жизнь.

Интерпретация права на мирную жизнь как заявление о признании преступности колониализма - это единственно возможная интерпретация ввиду ранее сделанных заявлений. Япония полна раскаяния и стремится стать уважаемым членом международного сообщества, а право на мирную жизнь формулируется как официальный отказ от колониального и агрессивного прошлого Японии, раскаявшейся и желающей отказаться от своего колониального прошлого. Япония стремится присоединиться к другим странам, которые также должны отказаться от колониализма и агрессии. Во втором пункте статьи 9 говорится об отказе Японии от вооруженных сил. Это не соответствует Вестфальскому определению суверенного государства, которое должно отказаться только от применения вооруженных сил для решения своих внутренних проблем.

Об этом четко говорится в пункте 1 той же статьи. Статья 2 основана на том факте, что западные страны отказались от использования вооруженных сил друг против друга, но при этом они использовали их для колонизации 'нецивилизованных' и 'незападных' стран. Колонизаторская функция вооруженных сил хитрым образом скрыта во всех юридических документах Вестфаля, поскольку признание колонизаторских интервенций незаконными будет противоречить национальным интересам наиболее весомых членов международного сообщества. Япония после поражения 1945 года в этом случае занимает особую позицию, заявляя, что не намерена повторять применение вооруженных сил с целью колонизаторской экспансии.

Чрезвычайно важна связь между миром между державами и индивидуальным правом на мирную жизнь. Она расширяет концепцию преступления против мира, которая до сих пор увязывалась только с войнами и с вооруженными конфликтами. Колониализм, в особенности в случае с аннексией Кореи Японией, не был последствием войны между этими двумя нациями. И все же это было преступление против мира, поскольку Япония оказывала на Корею открытое военное давление, при котором убийства и военная агрессия являлись составной частью 'дипломатических' переговоров. Также исторически невозможно отделить колонизаторскую и экспансионистскую, военно-политическую операцию Японии по аннексии Кореи от последующих необъявленных войн с Китаем, которые привели к оккупации многих стран на юго-востоке Азии.

Избежание вопроса об аннексии Кореи было большой ошибкой Токийского суда. Возможно, это было сделано, чтобы избежать схожих обвинений со стороны защиты. Многие из членов ООН, судивших Японию, также были колониальными державами со спорным прошлым, - в том, что касается того, как они обходились с колонизованными народами. Конечно же, сопротивлявшиеся колониализму народы подвергались пыткам и казням, их стиль жизни насильно менялся, в то время было совершено много преступлений против человечества.

Из истории колонизации Кореи Японией мы видим, что колониализм, безусловно, сопровождался преднамеренным совершением преступлений против мира и безопасности граждан Кореи. Бессмысленно ограничивать преступления Японии против мира только северо-восточными районами Китая, поскольку колонизация Кореи, хоть она и не переросла в открытую войну, также не проходила мирно.

 

2. Исторический урок аннексии Кореи Японией

 

Для развития концепции преступности колониализма нам требуется поразмыслить об историческом уроке, который Япония, стремящаяся стать антиколониальной державой, вынесла из аннексии Кореи. В этой связи необходимо выработать четкое понимание разрушительных последствий аннексии, что необходимо для понимания того, что колониализм сам по себе является преступлением против человечности.

Кроме этого, история колониальной экспансии Японии сегодня является важным уроком, необходимым для развития антиколониального союза между Кореей, Китаем и Японией в рамках региональной интеграции Восточной Азии. Обсуждение общего дома в Восточной Азии следует проводить в рамках такого антиколониального союза. Нам, гражданам Японии, требуется осознать, что попытки оправдать наше прошлое, как минимум, непродуктивны. Признание же колониальных преступлений Японии может стать источником национальной гордости для наших детей и внуков, если они смогут сказать, что Япония раскаялась в своих прошлых колониальных преступлениях и вместе со своими прошлыми жертвами приступила к созданию антиколониального союза.

С макро-исторической точки зрения Япония географически всегда была крайне отделена от Запада, который и начал впервые проводить колониальную экспансию. Япония была конечным пунктом назначения Шелкового пути, который стал таковым в 19 веке - именно здесь встречались представители стран, проводивших колониальные захваты - англичане, французы и голландцы приходили с Запада, американцы - с востока, россияне - с севера.

Япония, открывшаяся для остального мира и построившая современное государство под руководством императора Мейджи, была единой благодаря консенсусу среди феодалов о том, что стране угрожали колониальные державы Запада. У Японии уже был такой опыт в 17 веке, когда один из испанских королей достиг секретного соглашения с Ватиканом о прерогативах католической церкви, и когда Япония стала испанской колонией. Реакция японцев на эту угрозу была идентичной реакции правительства императора Мейджи. Японии нужно было развивать контр-колониализм, т.е. также становиться колониальной державой и вставать на путь экспансии, пока она сама не была поглощена западным колониальным цунами.

В этом контексте Корея стала первой жертвой японской контр-колониальной экспансии под руководством императора Хидеёши, история повторилась и при Японской империи в прошлом веке. Здесь нет необходимости заново перечислять многочисленные жестокости, которые были совершены, что сделало Японию, ее лидеров и ее граждан, ответственными за многие преступления против мира и против безопасности всего человечества. Это были именно преступления против мира, если мы не будем принимать в расчет двойные вестфальские стандарты и принципы, допускающие безграничное применение вооруженных сил против 'нецивилизованных' стран и народов, и закладывающие при этом юридическую основу развязывания войн для 'цивилизованных наций'. Японская конституция дает возможность заново определить концепцию преступления против мира, которая включала бы в себя все нарушения права на мирную жизнь наций и народов всего мира.

Преступления в эпоху колониализма могут помочь более тесно связать между собой преступления против мира и против безопасности. Сюда также можно включить преступления, чье определение может помочь подкрепить различные антирасистские программы, выработанные в рамках Дурбанской конференции. Криминализация колониализма может предоставить мощную основу для борьбы со всеми формами расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и со связанной с этим нетерпимостью.

К преступлениям в эпоху колониализма, однажды определенным как нарушение права на мирную жизнь без страхов и нужды, можно добавить и другие новые формы неоколониализма. Например, внутренний колониализм по отношению к менее развитым частям страны, межнациональный колониализм, за счет которого происходит эксплуатация мигрантов из менее развитых стран, колониальные отношения между коренными жителями и транснациональными корпорациями, эксплуатирующими их генетические ресурсы, и т.д.

В определение колониализма также следует включить контр-колониализм, как в случае колониального расширения Японии для противодействия западному колониализму. Как и Япония, многие авторитарные развивающиеся страны провели насильственное объединение своих территорий, ставя перед собой такие основные задачи как экономическое и военное развитие. При этом подавлялись меньшинства, либо не способствовавшие национальному объединению, либо делавшие это под гнетом эксплуатации и дискриминации. Такие тенденции, иногда называемые национальным колониализмом, также следует включить в определение 'преступности колониализма'.

В век глобализации колониализм за пределами национальных границ только набирает обороты. Традиционные колониальные идеи и черты, такие как 1) превосходство западной цивилизации над другими, 2) очевидность дискриминационных двойных стандартов для Запада и для остального мира, 3) навязывание извне юридических и политико-экономических стандартов, следует включить в новую концепцию преступности колониализма. Это будет иметь особое значение в современный век глобализации после требуемой адаптации к сложностям управления в нашу эпоху.

Если мы сможем адаптировать концепцию преступности колониализма к новым условиям нашего времени, то на примере аннексии Кореи Японией и колониального насаждения различных юридических, политических, экономических и социо-культурных стандартов и практик, нарушавших независимость корейских граждан, их культурные традиции и политико-экономические интересы мы сможем получить полезную информацию для более точного определения этого вида преступления.

Криминализация всех форм колониализма представляется очень важным средством предоставления гарантии соблюдения прав человека и безопасности меньшинствам и более слабым сообществам в ходе политико-экономических переговоров в наших новых глобальных условиях. Этот процесс может и должен проходить под юрисдикцией Международного уголовного суда, что придаст необходимый вес как этой концепции, так и концепции права граждан на мирную жизнь.

 

1)     Расовая дискриминация, базирующаяся на убеждении в превосходстве западной цивилизации, лежала в основе всех сомнительных аргументов в пользу японского колониализма, якобы призванного модернизировать и европеизировать Корею.

 

2)     Двойные стандарты, в соответствии с которыми корейцы были провозглашены гражданами Японии, а на самом деле, как юридически так и вне юридического поля, с ними обращались как со второсортными гражданами - это типичный пример двойных колониальных стандартов, которые снова поднимают сегодня голову, - на этот раз уже в глобальном контексте. Двойные стандарты набирают силу в наш глобальный век, когда колониальное насилие в Дарфуре подвергается преследованию, а схожие всплески насилия в секторе Газа остаются безнаказанными.

 

3)     Самое вопиющее преступление по отношению к корейцам заключалось в том, что им было отказано в праве на самоопределение, а также в том, что им были навязаны японские ценности и институты. Это и сейчас является ключевым элементом неоколониальной 'Войны против терроризма', когда борьба с терроризмом оправдывает насаждение внешних предписаний.

 

Таким образом, представляется важным изучить японские колониальные преступления против Кореи, нарушившие конституцию Японии, гарантирующую право на мирную жизнь гражданам других стран и национальностей, а также выработать на этой исторической основе точное определение этого преступления. Столетие со дня аннексии Кореи - это как нельзя более подходящая дата для начала исследования этого преступления, которое началось с подробного планирования этого колониального кошмара нами, гражданами Японии. Полностью осознавая, что этот кошмар до сих пор продолжает преследовать как корейцев, так и японцев, я предлагаю нам, гражданам Японии, рассмотреть то, какие законы должны быть применены к этой аннексии, с учетом, что именно японцы виновны в этой преступной колонизации Кореи. В новой конституции Японии четко и недвусмысленно говорится, что граждане Японии признают 'право на мирную жизнь без страха и без нужды' всех других жителей планеты. Аннексия Кореи положило начало нарушению человеческих прав в Корее, в Китае и в Юго-Восточной Азии.

В завершение изложения моих доводов разрешите мне повторить, что это 'право на мирную жизнь' было указано во вступительной части новой японской конституции в качестве доказательства того, что Япония признает свои колониальные преступления. К сожалению, мы, граждане Японии, забыли о нашей первоначальной решимости изменить ход развития нашей нации. Мы уже начали понимать, что колониализм - это преступление, и это понимание должно лечь в основу японской политики и экономики.

Если мы, граждане Японии, обретем убежденность в необходимости безоговорочно порвать со всеми колониальными, пост-колониальными и глобальными колониальными силами, то мы сможем выступить единым союзом с нашими корейскими братьями и сестрами. Мы также сможем подружиться с нашими китайскими братьями и сестрами. На самом деле, мы подружимся со всеми народами, ставшими в свое время жертвами такого преступления как колониализм. Трагедия, виновниками которой мы были, может стать началом присоединения Японии к мощным силам, выступающим против любых форм колониализма. Затем Япония может стать одной из первых мощных стран, ранее проводивших колонизаторскую политику, которые признают, что их колониальное прошлое было преступным. Именно так я предлагаю превратить колониальную трагедию прошлого в новую платформу для сотрудничества в настоящем.

В годовщину столетия насильственной аннексии Кореи Японией я хочу предложить, чтобы граждане наших стран торжественно поклялись в решимости бороться за права людей во всем мире, свободном от страхов и нужд. Мы должны вместе отвергнуть колониализм как преступление и осудить жестокую аннексию Кореи Японией, нам следует недвусмысленно заявить о нашем раскаянии и о решимости примкнуть к лагерю антиколониалистов, в котором Корея уже играет одну из ключевых ролей, - как в ООН, так и за ее пределами.

 

Загружается, подождите...
0