Rambler's Top100 Service

Сталина на Них нет

заместитель главного редактора газеты "Якутск вечерний"
18 Апрель 2011

Нет ничего хуже, чем браться лечить больного, не удосужившись поставить ему диагноз. Может быть, в итоге такого "лечения" удастся подавить симптомы болезни. Но удастся ли вылечить? На мой взгляд, предложенный президентским Советом по развитию гражданского общества и правам человека план по "десталинизации" общества - именно такая попытка.

Я живу в регионе N 14, который иначе именуется Республика Саха (Якутия). В "сталинское время" на территории Якутии было расквартировано 105 "трудовых лагерей", входивших в систему ГУЛАГа. В Якутии, чье население к концу правления Сталина не превышало полумиллиона жителей, только раскулаченных насчитывалось около 20 тысяч человек. Порядка 15 тысяч были репрессированы по 58-й статье. Еще более 600 якутян не вернулись из Соловецких лагерей. Все это - цифры, установленные в архивах МВД. В реальности они могли быть (да наверняка и были) выше.

И в то же время именно Якутия становится одним из первых регионов, где памятники Сталину, некогда повсеместно низвергнутые, возвращаются на свои места.

8 мая 2005 г. в городе Мирном на центральной площади устанавливают памятник Сталину.

В декабре 2009 г. бюст Сталину устанавливают в селе Амга... Что примечательно, для этого приходится убрать и упрятать в какой-то сарай бюст Ленина.

В 2009 г. попытку поставить памятник Сталину предпринимают уже в столице, Якутске. И только общегородской референдум, организованный нашей газетой и поддержанный мэром не позволяет Иосифу Виссарионовичу вернуться на улицы города. Хотя сам памятник уже не только заказали, но и изготовили, и привезли из Осетии...

Но, несмотря на "нет", сказанное Якутском, цифры этого самого референдума обращают на себя внимание: за установку памятника высказалось 24,55% опрошенных. Почти четвертая часть населения столицы региона, исторически являющегося местом политической ссылки, считает, что Иосиф Сталин - персона, достойная того, чтобы молчаливой бронзой напоминать о своем месте в истории.

Почему? Ведь должна быть причина, благодаря которой так актуальна тема сталинизма именно сегодня и благодаря которой вынуждены активизироваться противники этого процесса?

Кто-то усматривает в этом имперские амбиции - видит тоску по геополитическому значению, которое имела страна. Кто-то считает, что все дело в избирательной памяти современников эпохи (главных ратующих за реабилитацию Сталина - все три попытки установить памятник Иосифу Виссарионовичу начинались с инициативы местных советов ветеранов), которая цепко держится за яркие моменты и отторгает негативные.

Но массовость представляет нам некое общее мнение. Чтобы понять его, надо прислушаться к контексту. Попробуйте, послушайте, как поминает Сталина подавляющее большинство тех, кто сегодня готов приветствовать его реабилитацию. И вы услышите, что, как правило, его имя звучит примерно в таком словосочетании: "Сталина на вас/них нет!".

Эта фраза, она, во многом, объясняет сегодня рост личной популярности Иосифа Виссарионовича. Люди, которые поминают его добрым словом, грезят о возвращении сталинских времен, но не для себя, а для других ("на ВАС нет"). Для тех, кто в их восприятии предстает нарушителем неких общих принципов социальной справедливости, которым сами они - соответствуют.

Не секрет, что наше общество сегодня самым кардинальным образом расколото по социальному признаку. Причем раскол настолько серьезен, что в той части этого общества, которое занимает топовую позицию (депутаты, госслужащие), периодически находятся представители, искренне считающие себя частью некой высшей касты.

Чтобы далеко не ходить за примерами, я приведу случай из личного опыта. В 2009 году я подготовил материал по итогам анализа расходования бюджетных средств, выделяемых на социальное строительство в Нерюнгринском районе Якутии. Один из ее персонажей - высокопоставленный чиновник упомянутого района - посчитал подобную публикацию "возбуждением розни по социальному признаку". И обратился с соответствующим заявлением в местное подразделение Центра "Э". То есть, он квалифицировал себя как некую отдельно существующую социальную группу. Чиновник. Надчеловек.

Вот такая глубинная форма противопоставления себя остальному обществу и побуждает сегодня граждан поминать Сталина. По одной простой причине: во времена Иосифа Виссарионовича принадлежность к касте не означала ни личной, ни имущественной неприкосновенности. Любой, кто взлетал высоко, мог и пасть ниже низкого. И это в глазах рядовых обывателей представлялось неким элементом высшей справедливости.

Любая власть, любое влияние - аллергены по своей природе. Как только человек добивается высокого положения, он начинает терять друзей и обретать просителей и чаятелей. А поскольку все просьбы и чаяния удовлетворить невозможно - растет недовольство страждущих, их желание стать свидетелями низвержения.

При Сталине низвергали часто. Независимо от заслуг, от членства в партии, от принадлежности к силовым кругам. Социологически выверенная формула "хорошего царя и плохих бояр" работала во всем ее блеске.

Те, кто ратуют за реабилитацию Сталина сегодня - ратуют за возвращение порядка в самом его примитивном и наглядном виде. Такого порядка, когда любого можно привлечь к ответственности, невзирая на статус и регалии. Наша особая "социальная каста", уже вовсю пытающаяся самоидентифицироваться, сформировалась слишком быстро. И сформировалась в отсутствии сдерживающих факторов, не вырастив систем саморегуляции и самоочищения... Если кто-то из нее рушится, то, чаще всего, это становится следствием внутреннего конфликта, а не торжеством примитивной, требующей "снесенных голов" справедливости. Вот поэтому - "Сталина на вас нет!".

К сожалению, понимания - чем именно обусловлена такая популярность Вождя Народов - в массовом сознании не зарождается. Поэтому и либеральная интеллигенция, и Совет по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте равно ужасаются попыткам спонтанной реабилитации Сталина и сталинизма, видя в них отголоски "рабского менталитета", тоску по "твердой руке", готовность "пожертвовать гражданскими свободами ради социального благополучия".

Не в этом дело. Общество жаждет честных правил игры. Того примитивного, грубого равенства, при котором по заслугам выпороть могут как холопа, так и боярина.

Это успокаивает. Это подтверждает ту сермяжную мудрость, что на любой хитрый элемент тела есть некое техническое изделие. Что в жизни возможна высшая справедливость.

Загружается, подождите...
0

Error: Can't open cache file!
Error: Can't write cache!